Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ И ЗАЧЁТАМ

УВАЖАЕМЫЕ РЕБЯТА, ВСЕМ НАМ ПРИХОДИТСЯ ИНОГДА ПРОХОДИТЬ ИСПЫТАНИЯ, ДЕМОНСТРИРОВАТЬ СВОЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ПО РАЗНЫМ ПРЕДМЕТАМ.

НАДЕЕМСЯ, ЧТО ПРЕДЛОЖЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОМОГУТ ВАМ.

Как подготовиться психологически

Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для дости­жения сверхцели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.

Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом пере­ходи к изучению трудного материала.

—Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается на­грузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и орга­низм: ему может не хватить сил для выполнения экзаме­национного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза от­дохнули.

Выполни два любых упражнения:

посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);

напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;

—попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня

Раздели день на три части:

готовься к экзаменам 8 часов в день;

занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй – 8 часов;

спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоко­лад. Еще один совет: перед экзаменами не следует на­едаться.

Место для занятий

Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интел­лектуальную активность.

Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учеб­ник, выделяй главные мысли — это опорные пункты от­вета. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким пла­ном ответа.

Как развивать мышление

Хочешь быть умным — научись разумно спраши­вать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.

Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.

Развивать мышление — это насыщать свой ум зна­ниями. Источники знаний могут быть самыми разнооб­разными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.

Мышление начинается с вопросов. Все открытия сде­ланы благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.

Мышление активизируется тогда, когда готовые стан­дартные решения не дают возможности достичь желаемо­го результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с раз­ных сторон, замечать новое в привычном.

Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления.

Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразитель­ность, в решении логических задач и головоломок.

Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное  использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.

Некоторые закономерности запоминания

Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

При одинаковой работе  количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

Распределенное заучивание лучше концентрирован­ного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше по­немногу, чем сразу

Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.

Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

Чередовать умственный и физический труд.

В гимнастических упражнениях предпочтение следу­ет отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.

Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).

Минимум телевизионных передач!

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Стимуляция познавательных способностей. 

Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.

Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

Развитие координации движений.

Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Попробуйте прижать к ладони мизинец, остальные пальцы дол­жны быть развернуты.

Вращайте руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Затем другую руку и ногу.

Положите руки на колени крест-накрест, по команде надо хлопнуть в ладоши, потом опять хлопнуть и поменять руки.

Отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, ска­зав при этом: «ВО». Затем хлопнуть в ладоши и проде­лать то же самое, но быстро сменив руки.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕ­НОВ

Какую одежду лучше надеть на экзамен?

Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с ко­торыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся.

«Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.

Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.

И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше  ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности,  страха.

Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мысля­ми.

Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.

Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосре­доточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен».

Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.

Выполни дыхательные упражнения для снятия на­пряжения:

сядь удобно,

глубокий вдох через нос (4-6 секунд),

задержка дыхания (2-3 секунды).

Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в даль­нейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования.  Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими  буквами писать,  как  кодировать  номер школы и т.д.

Постарайся сосредоточиться и забыть об окружа­ющих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. То­ропись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.

Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься.  Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.

Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тес­тах не связаны друг с другом.

Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить яв­ные ошибки.

Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчита­ны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

Поведение во время ответа

Если экзаменатор — человек энергичный, то твой вя­лый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.

Если же экзаменатор — человек спокойный, уравнове­шенный, ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудо­вольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.

Никогда не забывай о необходимости соблюдения чув­ства меры. Ничего лишнего!

СПОСОБЫ СНЯТИЯ НЕРВНО-ПСИХИ­ЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Способы снятия нервно-психического напряжения:

Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т.д.

Спортивные занятия.

Контрастный душ.

Стирка белья.

Мытье посуды.

Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.

Скомкать газету и выбросить ее.

Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.

Слепить из газеты свое настроение.

Закрасить газетный разворот.

Громко спеть любимую песню.

Покричать то громко, то тихо.

Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

Смотреть на горящую свечу.

Вдохнуть глубоко до 10 раз.

Погулять в лесу, покричать.

Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

Упражнение «Ааааа и Иииии»

Энергия из звука «Аааааа»

Данное упражнение поможет вам наполнить себя све­жей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий вдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и вы­дохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытека­ют ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью... (1 ми­нута.)

Энергия из звука «Иииии»

На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой по­мощи». Положите руку себе на голову и произнесите гром­кий высокий протяжный звук «Иииии». Постарайтесь по­чувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука... А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы... (30 секунд.)

В некоторых случаях вы можете поэкспериментировать с другими гласными звуками, чтобы почувствовать, какие звуки придают больше бодрости и сил. Вы можете играть в сигнальную сирену со звуками «Ааааа», «Иииии», «Ооооо» или «Ууууу». Важно, чтобы все эти звуки в ходе упражнения пелись то ниже, то выше.

Упражнение «Стряхни»

Данное упражнение поможет вам легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприят­ных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену». Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двой­ку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе — слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой.

Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки... Теперь отряхните лицо и прислушай­тесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ

В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учебе и т.д.

Многие ненавидят школу, которая становится серьез­ным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следу­ющий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

 «Если де­лать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете де­лать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, кото­рые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, извест­ной под названием «скука». (Уолтер Рассел)

Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас ви­таминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!

Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пой­те, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.

В-третьих, необходима психическая и физическая ре­лаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте рас­слабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.

В-четвертых, для гармоничной жизни необходима под­держка семьи, друзей. Ходите на психологические тре­нинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание ро­дителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.

КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯ­МИ

Как разрядить негативные эмоции?

Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют. Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч,  верхней части рук и в пальцах. Производи любые спон­танные звуки — напряжение может быть «заперто» в горле.

Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.

Благотворно действует на человека природа. Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади вера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому взбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе. Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок — смех и плач. Смех оказывается своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха. А сейчас выполним ряд упражнений на снятие эмоционального напряжения.

1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте сусилиемкулак. Затем, ослабляя сжатие кулака,сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

  1. Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, при­жмите его ладонью другой руки и делайте орехом круго­вые движения в течение 3минут.
    1. Слегка помассируйте кончик мизинца.

Упражнение «Декларация моей самоценности»

Это своеобразный гимн самому себе, прочтите её вслух.

«Я — это Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выби­раю это.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, вклю­чая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздра­жение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, пра­вильные или неправильные; мой голос, громкий или ти­хий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой.

И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озада­чивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе.

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что это не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе самом.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и  людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно!»