Печать

gimn1953Хабаровская средняя школа № 5 начала строится в 1935 году для детей сотрудников НКВД. Причем связь между школой и структурами госбезопасности существовала долгие годы. Учащиеся на День чекиста готовили приветственные адреса, сочиняли стихи поздравления. А чекисты в свою очередь частенько бывали в школе. В 50-х – 60-х самым почетным для школьных пионерских отрядов было носить имя Феликса Дзержинского. А когда ребята подрастали и вступали в комсомол, то и комсомольские группы боролись за право называться в честь первого председателя ВЧКа. Руководство школы много сделало для того, чтобы мы в начале 70-х первыми получили комсомольское знамя.

Свой номер школа получила в конце 1936 года, когда в связи с районированием Хабаровска на Сталинский и Кировкий районы, постановлением президиума Хабаровского городского совета РК и КД № 360 была передана по местонахождению в Кировский район. В декабре 1936 года средняя школа № 5 распахнула свои двери для первых учеников, которыми в основном, были дети из близлежащего микрорайона. Прежде многие из них ходили в начальную школу, расположенную на улице Льва Толстого, а так же в семилетнюю школу № 4. Были среди первых учащихся и те, кто до этого посещал 3-ю корейскую школу, специально построенную для выходцев из этой страны, которых в ту пору на Дальнем Востоке было довольно много. Располагалась эта школа по улице Торговой (ныне-Панькова) и в конце 30-х годов в связи с массовыми переселениями корейцев в Казахстан она потеряла свой статус.

В 1943-1944 гг. в СШ № 5 располагался военный госпиталь, в котором проходили лечение бойцы, получившие ранения на фронтах второй мировой войны. Однако уже в 1945-ом школа возобновила свою работу, правда, только на двух нижних этажах, так как верхние этажи требовали капитального ремонта. С момента официального открытия и вплоть до 1964 года она мало, чем отличалась от других подобных заведений. Современники отмечали высокий уровень знаний, которые давала «пятерка». Это создавало вокруг СШ № 5 некий ореол престижности. Почему школа стала специализироваться на изучении английского языка сказать сложно. Возможно, это была инициатива тогдашнего директора, а может учителей английского языка. Но факт остается фактом - для старшеклассников были введены уроки английской литературы, технического и военного перевода. Технический перевод первые годы вели преподаватели из железнодорожного института. Загрузка для школьников была полная - порядка семи часов языка в неделю. При этом общая нагрузка - 37 часов в неделю - больше шести уроков в день. И поэтому учителям астрономии и биологии приходилось чередовать каждую неделю так называемый «нулевой» урок. Ребята приходили в школу в 7-20 и до начала занятий в 8-15 у них проходил этот самый «нулевой». Нагрузка для детей получалась колоссальная. Однако столь интенсивное изучение языка довольно быстро дало свои результаты - в 1969 году был осуществлен первый выпуск ребят с углубленным знанием английского.

Повышение престижа школы привело к тому, что с некоторых пор здесь стал осуществляться своеобразный отбор потенциальных первоклашек. В принципе, собеседования с будущими учениками проводят во всех школах, ведь хочется узнать уровень развития ребенка, послушать речь, определить уровень коммуникабельности. Но если в других средних учебных заведениях после подобных бесед обычно зачисляют в первый класс всех желающих, то у нас все же существовал определенный отбор.

Несмотря на ярко выраженную языковую специализацию, школа не обрела имиджа чисто гуманитарного учебного заведения. Во все времена было общеизвестно, что в нашей школе давали хорошие знания по математике, истории, химии. Немало наших выпускников поступило в химико-технологический институт в Москве и там было просто удивлены тем, что в далеком Хабаровске так хорошо учат химии. Годы шли, одно поколение учащихся сменялось другим и появилась хорошая традиция - наши выпускники приводят в родную школу своих детей. Когда учишься сам, не всегда осознаешь, насколько глубокие знания дает школа, какие прекрасные учителя в ней преподают. Но, окончив школу и обретя себя во взрослой жизни, начинаешь понимать, как пригодились полученные знания, насколько высок уровень преподавания в своей школе. Бывший выпускник обязательно приведет в родную школу своего ребенка, если он убежден, что здесь ему обеспечат знания высокого уровня.

В 90-х Горбачев и Рейган подписали соглашение об обмене учащимися и мы «попали в струю», то есть в число школ, задействованных в этой программе. Естественно, количество родителей, желавших, чтобы их дети поехали в США по обмену, было огромным, и это еще больше подняло престиж школы. Материальных затрат на такую поездку для родителей практически не было, ведь деньги на программу выделялись государством, поэтому поучаствовать в таком обмене хотели многие.

Сыграло определенную роль и повышение престижа знания иностранного языка. Сейчас программа обмена уже завершена, но учащиеся все равно имеют шанс съездить на учебу за границу. Они принимают участие в различных конкурсах, победители которых проходят стажировку за рубежом.

В 1992 году школа официально получила статус гимназии, то есть учебного заведения, которое осуществляет повышенный уровень преподавания гуманитарных предметов. С 10 класса ведется преподавание специализированных предметов на английском языке с 2011 - 2012 учебном году введено обязательное изучение французского или японского языка с 5 класса.